Тюнинг двигателя, увеличение мощности

Мастерская "Автобот" выполнят работы по мощностному и экономичному тюнингу двигателей автомобилей и мотоциклов в Санкт-Петербурге

Что такое тюниг двигателя (engine tuning)?

Тюнинг переводится как точная настройка. Этот термин пришел из музыки, и прижился автоспорте. Машины выходят с конвеера с одинаковыми настройками, наиболее пригодными для повседневной эксплуатации. Однако требования некоторых автовладельцев сильно отличаются от среднестатистических. Кому-то не хватает мощнсти, кому-то наоборот экономичности. Цель тюнига — максимально настроить двигатель под требования владельца автомобиля. Отсюда можно разделить тюнинг двигателя на 3 направления:

  • Мощностной тюнинг — основная цель повысить момент и мощность двигателя, 
  • Экономичный тюнинг — цель снизить расход топлива
  • Ресурсный тюниг — задача увеличить ресурс двигателя.

Давайте рассмотрим эти категории поподробнее.

Мощностный тюнинг двигателя (performance tuning)

Для увеличения мощности двигателя применяются следующие подходы. Перечислим их от простых к сложным не вдаваясь в подробности.

Замена двигателя

Во многих случаях лушчее решение. Особенно, после того как при осмотре престали сверять номер двигателя. Например многие зарубежные компании просто не разрабатывают тюнинг для слабых двигателей. Зачем, если можно поменять на топовый. А вот дальше — начинается тюнинг...

Увеличение скорости вращения коленвала

Самый простой вид тюнинга и самый губительный. На повышенных оборотах двигатель выдает больше мощности (если ему ничего не мешает дышать, иначе надо это устранять), но квадратично возрастают нагрузки на поршневую, что ведет к быстрому его износу. Такие технологии хороши на гонках, когда двигатель перебирается после каждого соревнования.

При сохранении момента мощность растет пропорционально оборотам, значит увеличив обороты с 6000 до 7200 получим прибавку в 20%. 

Увеличение наполнения цилиндров

Облегчить дыхание двигателя можно по разному, самый эфективный способ — это установить наддув, так же увеличивают диаметр проходных сечений и клапанов, ставят распредвалы с большим подъемом клапанов, прямоточный и резонансный выпуск, фильтр нулевого сопротивления, установка ресиверов большого объема или отдельных дросселей на каждый цилиндр. 

Тюнинговые распредвалы бывают низовые и верховые. Низовые увеличивают подъем клапана и работают на низах, верховые еще и расширяют фазу (время забора воздуха). С помощью атмосферного тюнинга (все кроме наддува) можно увеличить мощность на 10-30%. Обратная сторона — снижение ресурса ГБЦ.

Увеличение объема двигателя

На стандартном двигателе возможно за счет увеличения диаметра цилиндра и хода поршня.

Диаметр цилиндра возможно увеличить засчет расточки, это может добавить до 10% объема, но снижает прочность стенок, а значит ограничивает возможный наддув и ресурс двигателя.

Ход поршня можно увеличить за счет установки другого коленвала или более высокого блока цилиндров. Тюниговый коленчатый вал практически невозможно изготовить, но в некоторых случаях подходят от других модификаций двигателей. как в случае с автомобилями ВАЗ. Увеличить высоту блока можно, но сложно, и требует перегильзовки блока. Обычно на этом можно выиграть тоже не больше 10% объема. 

Увеличение мощности в таком случае практически пропорционально увеличению объема, и достигает в лучшем случае 20%, самый известный пример, доработка двигателей ВАЗ 1.5 до объема 1.8 литра и двигателя 1.7 до 2.0.

Изменение состава смеси и момента зажигания (chip-tuning)

Настройка контроллера управления сводится к трем вещам:

  • изменние наддува турбины, если она есть
  • изменения опережения зажигания (впрыска на дизеле)
  • изменения состава смеси

При этом убираются меры предосторожности, заложенные производителем с завода, и например, заправившись плохим топливом можно погубить двигатель. 

Экономичный тюнинг

Есть два варианта как снизить стоимость топлива: либо перейти на более бедную смесь, либо более дешевое топливо, например газ. Чтобы безболезненно ездить на бедной смеси, требуются специальные меры, например установка впрыска воды в двигатель.

Ресурсный тюнинг

При мощностном тюнинге, так же как и при просто экстремальной эксплуатации автомобиля резко падает ресурс двигателя. Чтобы сохранить его на приемлимом уровне существует целый комплекс мер:

  • Масляные форсуноки (если нет), и масляный радиатор
  • Система впрыска воды
  • Интеркулер и забор холодного воздуха
  • Дополнительные вентиляторы охлаждения и отверстия для продувки моторного отсека
  • Снижение степени сжатия и переход на более качественное топливо 

Заключение

В этой статье я перечислил лишь некоторые походы, которые мы применяем при тюнинге двигателя. Чтобы выдать оптимальное соотношение результата к затратам, для каждого автомобиля необходимо индивидуально совместить используемые технологии. К сожалению не существует универсального средства, который подойдет всем. Найти баланс — это самое трудное. Даже установка компрессора не настолько проста и универсальна, как рекламируется некоторыми компаниями. 

Все работы мы производим в нашей лаборатории в Санкт-Петербурге. Для некоторых автомобилей существуют готовые решения, для других мы их готовы разработать. Обращайтесь, постараемся ответить на все вопросы.

Дата обновления: 2015-07-21